Воскресенье, 17.02.2019, 11:05
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Учитель логопед » Консультации для родителей

Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста

Профилактика речевых нарушений

у детей младшего дошкольного возраста

К 3-м годам у нормально развивающегося ребенка словарь включает 1000-1200 слов. Малыш употребляет почти все части речи, распространенные предложения, его общение со взрослым становится речевым. Несмотря на довольно большой словарный запас, внешнее оформление в этом возрасте еще несовершенно: нет чистоты звучания шипящих, звуков [р], [л], наблюдается перестановка звуков. Обычно эти особенности исчезают к 4-5 годам жизни. Для профилактики речевых нарушений у детей, важно развивать общие речевые навыки и работать над:

1. Развитием речевого дыхания.

2. Развитием мелкой моторики.

3. Развитием артикуляционной моторики.

4. Развитием чувства ритма.

5. Развитием понимания речи.

6. Развитием слухового внимания.

 

Упражнения для развития речевого дыхания

- Дуть в дудочки, надувать различные надувные игрушки небольшого размера, воздушные шары.

- «Шторм в стакане» (в стакан с водой опустить соломинку для коктейля – сделать вдох носом и подуть).

- «Забей мяч в ворота». Вытянуть губы вперед трубочкой н длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

Внимание! Следить, чтобы не надувались щеки.  Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

- «Сдувать с ладони ватку, перышко».

- Подуть на легкий шарик, плавающий в воде.

- Выдувать мыльные пузыри.

 

Упражнения для развития мелкой моторики

Исследования учёных доказали, что около трети всей площади двигательной проекции головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Это навело на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Поэтому очень полезно делать ребенку:

- Массаж кистей рук, также проводить пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику.

- Гладить животных (мягкие игрушки).

- Играть с массажными мячами.

-Играть с пальчиковым бассейном (горох, фасоль, шарики из пенопласта).

- Полезно использовать игры с бусинами, мелкими камешками, крупой, горохом, задания с пластилином, конструктором, вырезание ножницами, рисование, обводка, штриховка, раскрашивание.

Мелкая моторика развивается в быту нисколько не хуже, но не время от времени, а постоянно: затачивать карандаш точилкой, включать и выключать свет, вытирать пыль, собирать ягоды, перебирать крупу, сматывать нитки в клубок, самостоятельно одеваться.

 

Пальчиковые игры

«Все ли спят?»

Кисти обеих рук лежат на столе ладонями вверх

Спят лисички? Спят –спят.- мизинцы 4 раза наклоняются и остаются согнутыми

Спят ли пчёлки? Спят-спят. –безымянные то же самое и т.д.

Спят ли птички? Спят-спят.

Спят ли совы? Спят-спят.

Все на свете спят, спят.- все пальцы сжаты в кулак

Только я и самолёт – показываем на себя, затем показываем самолёт – вытянув руки в стороны, как крылья самолёта.

Мы не спим, мы не спим,  Мы летим, летим, летим.

 

«Фруктовая ладошка»

Этот пальчик - апельсин,    Поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, 

начиная с большого.

Он, конечно, не один,

Этот пальчик – слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик – ананас,      

Фрукт для вас и для нас.      Показывают ладошками вокруг и на себя.

 

«Печём пирожки»

Муку в тесто замесили,   Сжимают и разжимают кулачки.

А из теста мы слепили:    Прихлопывают ладошками, «лепят».

Пирожки и плюшки,    Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца.

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –     

Всё мы испечём в печи.         Обе ладошки разворачивают вверх

Очень вкусно!                 Гладят живот.

 

«Малыши»

Есть у курицы цыплёнок,     Большие пальцы поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца.

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок,

У каждой мамы малыши     Показывают пальчики, играя ими.

Все красивы, хороши! 

 

«Зимой в лесу»

Медведь в берлоге крепко спит,    Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,

Колючий ёжик и барсук.     

Только заиньке не спится     Показывают большой палец, вращая им.

Убегает от лисицы.   

Мелькает он среди кустов,  Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой руки и наоборот.

Напетлял и был таков!       

 

Упражнения для развития артикуляционной моторики

- «Ворота открываются – ворота закрываются». Максимально открывать и закрывать рот.

- «Улыбка». Растягивать губы в улыбочку.

- «Трубочка». Вытягивать губы трубочкой.

- «Язычок сидит в домике, вышел из домика, посмотрел вправо-влево, снова спрятался в домик».

- «Лопаточка». Широкий распластанный язык спокойно лежит на нижней губе.

- «Месим тесто». «Похлопаем язычок». Хлопаем по широкому языку губами.

- «Худышки-толстячки». Втягивать в себя щеки и надувать.

 

Упражнения для развития чувства ритма

Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка.

Что самое главное в развитии чувства ритма у детей этого возраста? Формирование умения двигаться в такт с музыкой. Формированию и тренировке умения способствуют:

- Упражнения утренней гимнастики.

- Повторяющиеся игровые и танцевальные движения.

- Игра на детских музыкальных инструментах (бубны, барабаны, погремушки).

- Пение, исполнение песенок на клавишных инструментах.

- Негромкое, с усиленной артикуляцией, проговаривание текста песенок с одновременным прохлопыванием или простукиванием кончиками пальчиков по столу.

- Проговаривание «понарошку», беззвучное с максимальной артикуляцией и одновременным «прохлопыванием» кончиками пальцев.

- Логоритмические игры – движение с речью.

 

Логоритмические игры

«Котёнок»

Котенок мамочку зовет:
— Мяу-мяу, мяу-мяу.
Он не напился молока:
— Мало-мало, мало-мало.
Покормит мама молочком:
— Мур-мур-мур, мур-мур-мур.
Свернется маленьким клубком:
— Ур-ур-ур, ур-ур-ур.
Потом с клубочком поиграет:
— Цап-цап-цап, цап-цап-цап.
И нитку быстро размотает:
— Ап-ап-ап, ап-ап-ап.

Дети ритмично соединяют одноименные пальцы обеих рук.

Скрещивают пальцы рук, ритмично опускают и поднимают пальцы.
 

Ритмично поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой.
 

 

Ритмично потирают кулачок о кулачок.
 

 

Ритмично сжимают и разжимают пальцы рук.
 

 

 

Делают ритмичные круговые движения указательных пальцев вокруг друг друга.

 

«У жирафов...»

 У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

 У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

 (Хлопаем по всему телу ладонями)

 На лбу, ушах, на шее, на локтях,

 На носах, на животах, на коленях и носках.

 (Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

 У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

 У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

 (Щипаем себя, как бы собирая складки.)

 На лбу, ушах, на шее, на локтях,

 На носах, на животах, на коленях и носках.

 (Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

 У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. (Поглаживаем себя, как бы разглаживаем шерстку)

 На лбу, ушах, на шее, на локтях,

 На носах, на животах, на коленях и носках.

 (Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

 А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

 А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

 (Проводим ребрами ладони по телу, рисуем полосочки)

 На лбу, ушах, на шее, на локтях,

 На носах, на животах, на коленях и носках.

 

«Лужи»

Шлеп-шлеп-шлеп —
Иду по лужам.
Хлюп-хлюп-хлюп —
Вода в ботинках.
Кап-кап-кап —
Мне зонтик нужен.
Оп-оп-оп —
Вода по спинке.
Буль-буль-буль —
Упала шапка.
Ой-ой-ой, крутом вода.
Да-да-да, себя так жалко.
Одевайтесь в дождь всегда!

Дети ритмично постукивают ладонями по ногам.
Ритмично притопывают ногами.

 

 

 

Поднимают руки вверх и ритмично щелкают пальцами с одновременным движением рук сверху вниз.
 

Скрещивают руки на груди и ритмично похлопывают по предплечьям.


Выполняют ритмичную пружинку.
Ритмично кружатся.
Ритмично кивают головой.

 

Развитие понимания речи

Понимание речи происходит у ребенка путем установления связи между словами, произносимыми взрослыми, и предметами, окружающими ребенка. Поэтому взрослые поступают неправильно, пытаясь по мимике и жестам угадать желания малыша. При этом у ребенка не появляется необходимости в голосовых реакциях и произнесении звуков и слов.    

Речь у ребенка зарождается только в процессе совместной со взрослым предметной деятельности, тогда, когда в его сознании слово, которое произносит взрослый, связывается с предметом, действием или признаком, которое оно обозначает.  Только взрослый может научить его пользоваться различными предметами, показать, для чего они предназначены. Именно в таком взаимодействии, когда родитель показывает малышу предмет и называет его, слово и вещь соединяются в детском сознании, развивается понимание речи и происходит ее собственное появление.

Задания для развития речи:

- Запомнить название игрушек, частей тела.

- Назвать предметы одежды для осени (зимы, лета) по картинкам и без них.

- Назвать предметы и явления: вода, земля, солнце, трава, цветы, дом, машины.

- Развивать ощущения с использованием поверхностей (сухие, мокрые) – используются миски с теплой водой.

- Имитировать или показать на картинке название действий: спит, ест, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, одевается, говорит, рисует, везет, подает.

- Различать понятия «большой – маленький», используя знакомые игрушки.

- Понятия «громко – тихо» со звучащими игрушками.

- Учить узнавать игрушки по их описанию (у нее пушистый хвост, мягкая шерсть, длинные усы; у нее есть крылья, клюв, две лапки, тело покрыто перьями; он круглый, красный, пластмассовый).

 

Упражнения для развития слухового внимания

Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных, птиц и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и ребенок мог догадаться о нем, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки. Полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать звуки только на слух, без опоры на зрение.

• «Угадай, что звучит» Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук.

• «Угадай, чей голос» Одному ребенку завязывают глаза (отворачивается), другие по –очереди зовут его по имени. Ребенок должен угадать, кто его позвал

• «Узнай музыкальный инструмент» Взрослый показывает, как звучат музыкальные инструменты (бубен, дудочка, колокольчик, погремушка). Затем то же самое только за ширмой. Дети угадывают музыкальный инструмент.

ПОМНИТЕ, ГЛАВНОЕ ДЛЯ РЕБЁНКА – ИГРА И ОБЩЕНИЕ.  ИГРАЙТЕ ВМЕСТЕ.

Категория: Консультации для родителей | Добавил: MDOU4 (30.01.2019)
Просмотров: 12 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0