Среда, 07.12.2022, 14:43
Приветствую Вас, Гость
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Главная » Статьи » Инструктор ФИЗО » Советы педагогам

Организация СКАЛОЛАЗАНИЯ в детском саду.

Консультация для инструкторов по физическому развитию на тему «Организация скалолазания в детском саду» 

Мы педагоги находимся в постоянном поиске инструментов мотивации детей к образовательной деятельности.

Одним из таких инструментов является внедрение нетрадиционного оборудования и мы инструкторы часто его используем.

Если внедрить такое оборудование как султанчики, бублики и т.д. не составит труда, то такое оборудование как скалодром потребует большего мастерства от инструктора.

В консультации будут раскрыты основные моменты внедрения скалодрома.

Скалодром – искусственное сооружение, имитирующее рельеф скалы (тренажёр для скалолазания).

Скалолазание - уникальный вид спорта, сочетающий в себе физические нагрузки и развитие логического мышления. Также скалолазание развивает личностные         качества        воспитанников,        учит настойчивости, целеустремленности, собранности, взаимопониманию. Между тем, скалолазание получило признание не только как соревновательный вид спорта, но также возросла его общественная роль, в связи с его включением в школьную программу во многих странах, а также в специальные программы, которые разрабатываются для людей с ограниченными возможностями здоровья. Стремительное развитие и распространение, которое также было отмечено и во многих развивающихся странах, еще раз доказывает, что этот вид спорта может стать новым альтернативным видом активности для людей всех возрастов со всего земного шара.

Цель организации скалолазания в детском саду: формирование у детей мотивации к занятиям физической культурой и спортом через использование средств скалолазания для укрепления и сохранения собственного здоровья.

Задачи, реализуемые в процессе обучения скалолазанию.

Развивающие:

  • развивать координацию движений;
  • развивать ловкость;
  • развивать гибкость;
  • развивать выносливость;
  • развивать логическое и пространственное мышление;

Оздоровительные:

  • укреплять общее состояния здоровья;
  • укреплять мышечный корсет;
  • увеличивать эластичность мышц и связок;
  • профилактика нарушений осанки.

Обучающие:

  • формировать базовые знания о влиянии упражнений на скалодроме на укрепление здоровья;
  • изучать основные хваты, способы постановки ног и движений на скалодроме;
  • изучить технику безопасности на скалодроме.

Воспитательные:

  • развивать чувство решительности;
  • развивать целеустремлённость.

Цели и задачи, которые реализуются в процессе обучения скалолазанию, не противоречат целевым ориентирам ФГОС в части физического развития, а способствуют их достижению.

Кроме того, скалодром отвечает всем требованиям к оборудованию, предъявляемым ФГОС: трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность.

Основные принципы развития силы юного скалолаза.

Принцип возрастающих нагрузок является очень важным, т.к. очень сильную нагрузку испытывают пальцы рук, ног, плечи, локти, колени нужно внимательно дозировать нагрузку для каждого ребенка индивидуально.

Принцип повторных нагрузок заключается в многократном прохождении маршрутов средней трудности.

При прохождении маршрутов и выполнении упражнений необходимо следить за правильным исполнением техники скалолазания.

Организация скалолазания в нашем детском саду осуществляется по принципу боулдеринга, где страхование происходит страховочными матами, но действуют те же требования страхования детей на высоте.

Требования техники безопасности перед началом занятия на скалодроме:

  • инструктор обязан проверить состояние скалодрома на наличие дефектов;
  • инструктор обязан проверить плотное прилегание страховочных матов;
  • перед началом занятия необходимо проконтролировать наличие у детей удобной спортивной формы и спортивной не скользящей обуви.

Правила техники безопасности при проведении упражнений на скалодроме:

  • организация тренировочного процесса на скалодроме разрешается только малыми подгруппами и в индивидуальном порядке. Недопустимо нахождение посторонних лиц, кроме инструктора и занимающихся около скалодрома;
  • скалодром должен быть расположен таким образом, чтобы при срыве исключить падение ребенка на примыкающие к скалодрому конструктивные элементы зала. Под скалодромом не должны находиться посторонние предметы (скамейки, стулья и т.п.) во избежание травматизма;
  • инструктору запрещается во время страховки совершать какие-либо действия, не связанные с осуществляемой страховкой, и отвлекаться на постороннее общение;
  • запрещается лазанье по скалодрому на любой высоте в отсутствии матов. Маты должны плотно примыкать друг к другу и иметь общую покрышку. В случае отсутствия общей покрышки щели между матами должны быть перекрыты во избежание возможного травматизма;
  • запрещается спрыгивание со скалодрома с любой высоты;
  • страхующий педагог обязан внимательно следить за действиями страхуемого ребенка и своевременно предупреждать его в случае возникновения опасной ситуации. 

Инструкция по обслуживанию скалодромов:

  • cкалодром должен быть прочно зафиксирован на стене, и все крепежные материалы, должны быть надежно зафиксированы во избежание саморазвинчивания;
  • cкалодром должен быть закрыт страховочными матами, после окончания тренировки, которые надежно зафиксированы плотно прилегают в нему;
  • комплексная проверка состояния скалодрома осуществляется не реже двух раз в год специально созданной комиссией;
  • после проверки составляется акт, в котором указываются выявленные неисправности;
  • до устранения неисправностей на занятиях скалодром не используется.

 

Подводящие для обучения скалолазанию упражнения:

  • лазание по лесенке-стремянке, гимнастической стенке вверх-вниз удобным для ребёнка способом;
  • ходьба по лестнице положенной на полу;
  • ходьба по ребристой доске с перешагиванием через предметы;
  • ходьба по доске, гимнастической скамейке, бревну, приставляя пятку одной ноги к носку другой;
  • ползание по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками;
  • перелезание с одного пролёта на другой вправо и влево по гимнастической стенке;
  • ходьба по гимнастической скамейке, наклонной доске боком приставным шагом;
  • ходьба по наклонной доске вверх-вниз на носках;
  • лазание по гимнастической стенке с изменением темпа;
  • лазание по гимнастической стенке с использованием перекрёстного и одноименного движения рук и ног, с перелезанием с пролёта на пролёт по диагонали.

Подготовительные к скалолазанию упражнения:

  • упражнения для кистей рук;
  •  упражнения для развития и укрепления мышц плечевого пояса;
  •  упражнения для развития и укрепления мышц спины;
  •  упражнения для развития мышц ног.

 Подготовительные упражнения подбираются с учётом возраста детей, так как противопоказаний по возрасту к скалолазанию нет.

           Детям старшего дошкольного возраста, в особенности детям с выраженным грудным кифозом, так называемой круглой или сутулой спиной, необходимо включать выпады,  с  целью тонизирования большого количества мышц ног и нижней части туловища, в том числе и мышцы разгибатели спины, а также мышцы стабилизаторы, участвующие в устойчивости и равновесии тела.

Игровое упражнение «Поле чудес»

Специальная цель: активизация мотонейронов, участвующих в регуляции движений на скалодроме через рецепторы кистей рук, пальцев ног.

«Ребяда, мы с вами попали на поле чудес, посмотрите, что это? Сундук, что же там внутри? Монеты. Вам нужны монеты, но как же мы их разделим? По честному, больше всего их достанется самому ловкому. Пока звучит музыка выполняем бег с подскоками, как только музыка прекратилась, хватаем как можно больше монет, но только кистями рук,  потом посчитаем. Ребята считают, выполняют дыхательную гимнастику, складывают обратно в сундук пальцами ног»

Общие рекомендации

Упражнения на скалодроме отрабатываются на высоте 30 - 40 см от уровня мата с продвижением в горизонтальном направлении, с использованием зацепок большого размера, которые предварительно маркируются. При выполнении упражнений ребенком педагог следит за правильностью техники выполнения.

При совершенствовании навыков лазания по скалодрому, постепенно увеличивается высота подъема и выполнение упражнений, так же вводятся мелкие зацепы. При выполнении упражнений на стенке детям следует указывать те места, откуда они должны начать движение и где его закончить, а так же об использовании маркированных зацепок

Правильная постановка ног.

Нога ставится на зацепку самой острой передней частью (носок) перпендикулярно стене. При перестановке ноги на следующую зацепку необходимо на нее перенести вес тела, чтобы нога не соскользнула. Напоминаем детям, что необходимо надавить  на ногу как можно сильнее.

На мелкие зацепки стопа ставится частью ниже большого пальца для удержания на слегка закругленных зацепках. Необходимо поставить ногу на трение (упирать ногу в стену так, что бы она не соскальзывала и при этом обеспечивать максимальную чувствительность), причем опереться наибольшей поверхностью подушечки подошвы ниже большого пальца. Эта постановка стопы требует усилия от ребенка. Следует выбрать еле заметные неровности, выпуклости или впадины, т. е. самое лучшее место для ноги.

При постановке стопы на маленькие выпуклости и углубления пятка поднимается довольно высоко, поскольку это увеличивает лобовое давление на зацепку.

Постановка ноги на рант

Очень часто стопа ставится на четко выступающий край обуви, так называемый рант. Рант обуви ставят прямо на самой выступающей части зацепки так, чтобы центр тяжести проходил через край зацепки. Постановка ноги на рант — основной метод размещения скалолаза на зацепках.

На внутренний рант обычно ставят ногу у наружной части большого пальца. Нога, создана так, что можно уверенно использовать это место. При постановке ноги на рант на маленьких зацепках необходимо чувствовать, хорошо или плохо держит нога. Поверхность вокруг большого пальца более чувствительна и удобна и является лучшим местом для такой постановки ноги. Лазание на пальцах особенно удобно на рельефе с маленькими «карманами».

На рельефе полезно также менять положение ноги с внутреннего ранта на внешний рант и наоборот, это может улучшить положение ноги, позволит расслабить ее стопу.

Положение центра тяжести

При передвижении по стенке туловище должно находиться на максимально близком расстоянии от нее. Чем ближе центр тяжести к стене, тем меньше нагрузка на руки и активнее включаются ноги.

Правильный захват зацепок руками

         Зацеп - спортивный снаряд для скалолазания в виде искусственно созданного камня.

Руки должны удобно и прочно держать зацепку. Для этого сначала мы определяем ту часть, за которую наиболее удобно держаться. На первых этапах используются зацепки с хорошей, удобной рабочей частью, т.е. те, за которые ребенок может крепко зацепиться пальцами руки. В последствии, вводятся те зацепки, при захвате которых используются так же ладони.

В дальнейшем детям объясняется, что, если зацепки мелкие, больше нагружаются пальцы, если зацепки большие и покатые, есть возможность максимально использовать силу трения между пальцами и зацепкой. На больших зацепках нужно больше нагружать ладонь и меньше — пальцы.

Существует общее положение для всех видов хватов:

  • не сжимать зацепки сильнее, чем это необходимо для удержания

равновесия;

  • оптимально прикладывать только необходимое усилие к каждой

зацепке;

  • за одни и те же зацепки можно браться различными хватами (это

позволяет загрузить руки, так как при различных хватах работают разные мышцы).

Основные виды хватов:

  • сверху зацепки (закрытый хват или замок, а также открытый хват

и их производные),

  • снизу (подхват),
  • сбоку (откидка).

Т.к. откидка используется на трещинах и углах, а подхват в случае, когда высокое положение ног, мы их в обучении не используем. О них мы рассказываем детям, когда говорим о различных возможностях использования зацепов.

Остановимся более подробно на хвате сверху зацепки.

Закрытый хват (замок). Это такой захват
пальцами сверху зацепки, при котором они согнуты,
сжаты друг с другом. Обычно такой хват используют
на плохих, маленьких зацепках. Закрытый хват
требует, чтобы нагрузка распределялась на все пальцы, включая большой. При таком хвате на пальцы приходится большая нагрузка. В зависимости от величины, формы, расположения зацепок, следует экспериментировать, меняя захват зацепок пальцами так, чтобы нагружать различные мышцы.

Открытый хват. При выполнении этого хвата необходимо взять зацепку сверху открытой рукой, пальцы слегка согнуты, Нагружая, таким
образом зацепку, ребенок испытывает нагрузку меньше, чем в закрытом хвате. Этот хват позволяет работать большему количеству мышц руки, необходимому для удержания веса и дальнейшего движения ребенка

Игры с использованием скалодрома:

«Обруч»

Для этого упражнения нужен обруч. Дети свободно лазят по тренажору (для начинающих можно просто стоять на зацепках, держась руками и ногами) и передают друг другу обруч. У кого обруч оказывается в руках, тот перелезает через него, не сходя на пол и передаёт другому. Лазание  от 10 до 15 минут, в зависимости от возраста.

«Подарочек»

Дети стоят на тренажёре (или лазят). Они передают друг другу цветочек (предмет), беря его одной рукой и передавая другой рукой своему соседу.

«Кто быстрее»

По середине тренажёра висит шапка (платок), кольцо, двое участников становятся по разные стороны тренажёра. По команде они лезут за шапкой. Кто первый её возьмёт – то и победитель.

Также скалодром можно использовать в различных эстафетах.

Используемая литература:

  1. Антонович И.И. Спортивное скалолазание. М., 1978.
  2. Архипов С.М. Методические рекомендации по подготовке юных скалолазов. М., 1988.
  3. Байковский Ю.В. Основы спортивной тренировки в горных видах спорта. М., 1966.
  4. Новикова Н. Т. Основы техники скалолазания на специальных стендах (тренажерах)/ Учебно-методическое пособие по спортивному скалолазанию для студентов учебных отделений.
  5. Пиратинский  А.Е. Подготовка скалолаза. М., 1987.

                

В консультации использованы материала с сети интернет.

 

 

Категория: Советы педагогам | Добавил: MDOU4 (02.12.2021)
Просмотров: 635
Всего комментариев: 0
avatar